Подбор мотошколы или мотоинструктора
— сайт, на котором вы сможете подобрать мотошколу или мотоинструктора, подходящего именно вам

Мотоциклы с полным приводом: настоящие внедорожники

Многие известные компании выпускают мотоциклы для бездорожья — к ним относятся кросс-байки, а также эндуро, которые отличаются от первых большими размерами и приспособленностью к дальним поездкам. Однако даже их нельзя назвать полноценными двухколёсными внедорожниками, поскольку скользкий грунт, попадающий под ведущее колесо, может стать причиной пробуксовки и увязания. Для движения по болоту нужен полноприводный мотоцикл, который позволял бы использовать тягу на переднем колесе для продолжения движения в наиболее сложных ситуациях. Несмотря на кажущуюся нереальность такого транспортного средства, его можно приобрести, не затрачивая много времени. Мы расскажем вам о самых удачных моделях полноприводных мотоциклов, выпускающихся серийно.

Первопроходец

Ещё в 1960 году американская компания Rokon представила первый в мире полноприводный мотоцикл, который стал настоящей сенсацией, известной во всём мире. Инженеры, участвовавшие в его разработке, не стали применять сложные технические решения — вместо этого они использовали две цепи для привода переднего колеса. Небольшой редуктор находился в вилке мотоцикла — он позволял повышать крутящий момент и изменять направление движения приводного механизма. Цепной привод был достаточно простым, однако мотоцикл требовал обслуживания после каждого проезда по бездорожью — на механизм налипали куски грязи, которые грозили ему серьёзным повреждением.

Мотоцикл Rokon

Интересный подход выбрали создатели такого транспортного средства к решению проблемы вертикального перемещения колеса. При сжатии подвески цепь бы моментально выходила из зацепления со звёздочкой, поэтому амортизаторы и пружины… попросту убрали, как элементы, мешающие выполнению основной задачи техники. Но мотоцикл с полным приводом не стал от этого менее комфортабельным — на него установили шины с низким давлением, которые полностью взяли на себя функции ходовой части. Их преимуществом является также большая ширина, которая уменьшает удельное давление на грунт — за счёт этого полноприводный транспорт может передвигаться по болоту или топкой почве не увязая.

Многим мотоциклистам будет любопытно узнать, что инженеры Rokon нашли применение даже полостям внутри колёсных дисков. В них находится резервный запас воды и топлива, который поможет водителю выбраться из самой сложной ситуации даже в экстремальных обстоятельствах. Двигатели Rokon покупает — компания заключила соглашение о сотрудничестве с японским производителем Honda и американским промышленным концерном Kohler. Большая мощность и какие-либо примечательные динамические параметры не были бы большим преимуществом для мотоцикла, способного передвигаться по болоту, поэтому в качестве основы был выбран двухцилиндровый силовой агрегат и трёхступенчатая трансмиссия.

Поездка по заснеженному бездорожью на Rokon trail-breaker

Интересно, что компания Rokon использует полный привод на своих мотоциклах уже более 50 лет, не меняя компоновку трансмиссии и ходовой части. Лишь относительно недавно была выпущена малая партия мотоциклов, адаптированных для частных собственников — они отличались от описанного выше варианта наличием рычажной подвески переднего колеса и приводом, созданным на основе двух карданных валов, пропущенных внутри вилки. Модификации без передней подвески поставляются армиям десяти стран, среди которых присутствуют США и Израиль.

Механический привод

Примерно в начале 90-х годов появились на свет полноприводные велосипеды Christini, которые выпускались небольшой компанией из Соединённых Штатов. Владелец предприятия Стив Кристини придумал систему механического привода для переднего колеса и запатентовал её. Через некоторое время ему пришла в голову адаптировать такой привод для мотоциклов, что он успешно сделал, потратив на доработку механизма около полутора лет.

Мотоцикл Christini

Мотоцикл 2x2 от Christini использует для привода переднего колеса длинный телескопический вал, протянутый между двумя угловыми редукторами, расположенными на ступице и в вилке. Передача крутящего момента ко второму элементу трансмиссии осуществляется при помощи небольшого кардана. Такая компоновка вышла более удачной, чем цепной механизм, поскольку вал не загрязняется даже при езде через сильное бездорожье. Однако её минусом стала высокая стоимость, которая ограничивала число покупателей.

Вначале фирма Christini выпускала только специальные наборы для переоборудования мотоциклов Honda и KTM — их можно было установить своими руками, или обратиться за услугами профессионального монтажа на главный сборочный цех компании. Однако с середины 2000-х годов началось производство мотоциклов собственной разработки. Ими заинтересовались различные спецслужбы США — от спасателей до армии и медицинских пунктов в отдалённых горных районах. Сейчас компания выпускает порядка 1000 мотоциклов в год и по-прежнему производит на заказ комплекты для переоборудования техники других марок.

Идея полноприводного мотоцикла не давала покоя и отечественным производителям — ещё в 70-х годах был опробован первый «Урал» повышенной проходимости, который был лишён передней подвески, снятой для установки редукторов в сочетании с карданным валом. Однако такая конструкция была слишком дорогой и сложной в обслуживании, поэтому от неё было решено отказаться. Тем не менее находилось немало энтузиастов, которые оснащали отечественные мотоциклы полноприводной трансмиссией — они использовали аналогичную схему с карданным валом и без передней подвески.

Модифицированный «Урал» с приводом на коляску

Однако дальше единичных экспериментов дело не зашло. По причине высокой стоимости полноприводных транспортных средств в серию пошли совсем другие мотоциклы повышенной проходимости. Они были оснащены несъёмной коляской, под которой проходил приводной вал, вращавший дополнительное колесо. Фактически это транспортное средство представляло собой трицикл со смещённым передним колесом — такая компоновка обеспечивала повышенную проходимость и большую в сравнении с полноприводными образцами надёжность. Подобные мотоциклы выпускались Ирбитским заводом «Урал» и Киевским «Днепр».

Современные аналоги

Существенным минусом всех описанных выше схем было то, что они не позволяли выбирать долю крутящего момента, передаваемого на переднее колесо. В результате такая мототехника была сложной в управлении и не слишком экономичной, поскольку потери в трансмиссии достигали очень больших значений. Альтернативную компоновку предложила компания Yamaha, которая выпустила в конце 90-х годов модель WR450F 2-Trac, созданную на базе гоночного прототипа. Её главной особенностью было полное отсутствие механических компонентов привода, что позволяло сделать такую систему надёжной и удобной в эксплуатации.

Задавшись вопросом, как сделать полноприводный мотоцикл современного образца, инженеры Yamaha пришли к одному простому решению — переднее колесо должен вращать не вал и не цепь, в компактный гидромотор, который можно легко встроить в ступицу. В свою очередь, масло поступало к нему через магистраль, представляющую собой высокопрочный армированный шланг, способный выдерживать очень большие нагрузки. Давление масла в системе полного привода мотоцикла создавалось небольшим насосом, расположенным рядом с коробкой передач — он приводился в движение отдельной цепью. Такая компоновка позволила автоматизировать изменение распределения крутящего момента между колёсами. Если заднее колесо вращается с нормальной скоростью, гидромотор бездействует и мотоцикл остаётся заднеприводным, однако при малейших признаках пробуксовки вступает в действие насос, который обеспечивает передачу 15% крутящего момента вперёд.

Yamaha WR450F 2-Trac

Альтернативным путём пошла компания Honda — в её прототипе использовался компактный коллекторный электромотор, который также находился в ступице переднего колеса. Для приведения в действие такого дополнительного узла использовался генератор увеличенной мощности, который позволял питать 5-киловаттный агрегат с помощью электрического магистрального провода. Компоновка была достаточно удачной, поскольку даже небольшое провисание провода оставляло свободу для вертикального хода колеса. Однако производитель был вынужден отказаться от неё, поскольку электромотор при длительном движении по бездорожью сильно перегревался — его нужно было охлаждать по 10 минут каждые полчаса. Поэтому полноприводного мотоцикла Honda мы не увидели — компания сосредоточилась на выпуске тяжёлых эндуро и кроссовых байков, которые стали для неё одним из важнейших направлений дальнейшей работы.

Реально ли купить полноприводный мотоцикл?

Если речь идёт об американских Rokon и Christini, то они доступны для приобретения во всём мире, однако высокая стоимость ставит под сомнение целесообразность такой покупки. Если учитывать налоговые и таможенные сборы, то стоимость первого составит 25 тысяч долларов, а его более современного аналога — 30 тысяч. Намного более реалистичным вариантом выглядит приобретение японского Yamaha WR450F 2-Trac, который оценивается приблизительно в 800 тысяч рублей. Можно купить и подержанный мотоцикл, но придётся обратить пристальное внимание на техническое состояние его гидропривода. Также в России можно купить и самодельный полноприводной мотоцикл, но никаких гарантий качества и надёжности техники в этом случае вы не получите.

Регистрация для мотошкол и инструкторов
совершенно бесплатна!
737 мотошкол и
90 мотоинструкторов
Вы